Что такое франчайзинг: основные правовые и бизнес-аспекты




Когда человек открывает свой бизнес, он сталкивается со многими трудностями. Создать и раскрутить свой личный бренд с нуля – непростая задача, и для получения результатов может потребоваться много времени. Поэтому в некоторых случаях намного выгоднее приобрести франшизу. Что это такое?

Франшиза

Франшиза подразумевает сотрудничество с уже известным брендом. По сути это покупка прав на использование имени бренда. Например, вы хотите открыть ресторан быстрого питания. Если вы откроете его под своим именем, то потребуется много времени, чтобы приобрести имя. К тому же у вас будет большая конкуренция. Второй вариант – это купить франшизу, например, такого известного бренда как Макдональдс. Хотя одна лишь покупка лицензии требует больших затрат, тем не менее вы получите возможность работать под именем популярной марки, которая всем известна и пользуется спросом.

Плата франчайзи часто делится на две части. Это первоначальный взнос в виде разовой суммы, которая предоставляется при заключении сотрудничества, а также ежемесячный платеж за использование торговой марки. Каждая компания может предоставлять свои требования и условия.

Для того чтобы продать франшизу компания должна заключить с франчайзи (тот, кто покупает франшизу) договор коммерческой концессии. При заключении этого договора обязательно должен быть зарегистрирован товарный знак. Договор будет недействительным, если он не будет зарегистрирован в службе интеллектуальной собственности. Этот документ дает возможность зеркально скопировать бизнес от логотипа компании, до формы персонала.

Какие права есть у франчайзи?

Опять же это зависит от условий, которые предоставляет сама компания. В стандартном перечне обязанностей обычно стоят такие обязательства:

• Можно использовать логотип или торговый знак компании;

• Предоставляется коммерческая информация;

• Компания дает консультацию франчайзи и инструкции по ведению бизнеса;

• Разрешается работать с поставщиками;

• Можно объединяться в своем регионе с другими франчайзи по договору субконцессии.

Не разрешается разглашать коммерческую информацию, менять название бренда, или логотип. Также не допустимо заключать договоры с прямыми конкурентами этой компании.

Это основные пункты, но в реальности их может быть намного больше. Поэтому важно перед тем как заключить сотрудничество внимательно ознакомиться со всеми требованиями, чтобы не заработать неприятности.

Какими правами обладает франчайзер?

Может уйти много времени на поиск франчайзи. Кандидатов может быть много, а вот действительно подходящих партнеров – мало. Хорошая новость в том, что вы являетесь королем положения. Вы сами можете подготовить договор на своих условиях. Это поможет вам защитить себя от ненадежных франчайзи.

• Вы имеете право выбирать франчайзи любыми способами, которые не противоречат закону. Например, это могут быть курсы с экзаменами.

• Если ваш бизнес имеет хорошую репутацию, то вам наверняка будет важно чтобы и франчайзи также поддерживали эту репутацию. Поэтому вы можете предоставить установку в отношении помещения. Например, здесь вы можете указать размеры помещений, и их месторасположение. Даже такое требование как свет, вы также можете указать в договоре.

• Даже если у вас не сомнений что франчайзи вменяем, вам все равно стоит уделить внимание подбору персонала. Можно включить в условия обучение персонала, прежде чем приступить к работе.

• Также вы вправе поддерживать контроль качества продукции. Например, если вы продаете франшизу своей фирменной кофейни, то для вас важно то, какого качество будут делать кофе ваши франчайзи. Можно предусмотреть штрафные санкции тем, кто не использует качественную продукцию.

Итак, мы увидели, что представляет собой заработок на франшизе. Для тех, кто покупает франшизу важно внимательно ознакомиться с условиями сотрудничества, чтобы выявить все подводные камни. Для тех, кто продает франшизу важно сформулировать четкие требования для франчайзи, чтобы не навредить репутации своего бренда.

2+










ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Что такое бизнес-стратегия?

Как недосыпание сказывается на работе нашего мозга?

9 причин, почему маркетологи не получают должное финансирование

Волки и овцы Уолл-Стрит или факты о финансовых рынках

Удивительная «мудрость» толпы

Как сказать Нет и не обидеть. 5 лучших способов