Как научить ребёнка ценить деньги





Закажи любую карту Тинькофф и получи бонусы!

В 1960 году в Стендфордском университете под руководством психолога Уолтера Мишела провели опыт: взрослые раздали детям по одной зефирке и сказали, что отойдут на некоторое время из комнаты. Ребёнок, который сможет удержаться и не съесть зефир, получает еще одну. А тот, кто не сможет устоять – не получит ничего. В конечном счёте, 90% детей не смогли удержаться и съели сладость, а остальные 10% смогли устоять.

Учёные-специалисты предположили, что дети, которые устояли, лучше контролируют свои эмоции, чем те, кто не выдержал эксперимента. И действительно, предположение подтвердилось.

Спустя 50 лет тех детей нашли уже взрослыми и собрали вновь.

Сильно повзрослевшие ребята, выдержавшие опыт и не съевшие тогда в детстве зефир, смогли достичь больших успехов и стать профессионалами в своей работе. Каждый в своей. Остальная же часть повзрослевших детей, как выяснилось, сейчас работает простыми офисными работниками, либо обычными рабочими низкой квалификации.

Оказалось, что всё дело в самодисциплине. Умение держать себя в руках, не поддаваться сладкому соблазну получить сиюминутную выгоду является важным фактором, определяющим дальнейшую жизнь ребёнка.

Опытные родители вывели для себя определенные правила воспитания детей (особенно мальчиков), которые помогут детям в будущем стать более  успешными и более финансово независимыми людьми.

Кратко приведем данные правила:

Не покупать никогда и ничего сразу

Сначала формируем привычки. Как говорит поговорка — Посеешь привычку, пожнешь характер.  Детей с детства надо стараться приучать к обдумыванию покупок, чтобы не приобретать ненужные вещи.

Какие главные покупки для ребенка с его точки зрения? Конечно же игрушки. Покупки детских игрушек в большинстве случаев совершаются импульсивно. Ребенок видит яркую, красивую игрушку и не может устоять, просит её купить. На самом деле, дети в своем поведении не виноваты.
Полки с множеством разнообразных игрушек активируют в детском организме гормон дофамин. Его ещё называют «молекулой удовольствия». Функция дофамина – вызвать чувство счастья. Часть мозга вспоминает ощущение радости от игрушки и подаёт сигнал в остальные отделы.
В голове ребёнка возникает мысль: «Игрушка приносит счастье!» и он стремится испытать радостные эмоции. Но после приобретения удовольствие от новой покупки быстро пропадает.

Всплеск дофамина вызывается предвкушением, а не самой покупкой

Дофамин подталкивает человека к состоянию предвкушения счастья. Чувство удовольствия от новоприобретенной вещи продолжается недолго: пока товар не распечатан, не открыта упаковка, не нажаты все кнопки. Дофамин у человека вызывает чувство скорой радости, но не преподносит его.
В результате новая покупка быстро перестаёт радовать. Она становится не интересной, знакомой, уже известны все её функции и недостатки. Людям нравится испытывать такое кратковременное чувство счастья, поэтому неудивительно, что частые покупки приводят к привыканию. Мозг требует радости и его приходится подкармливать.

Можно попытаться обмануть мозг. Не брать игрушку в тот же день, а предложить ребёнку внести желаемую вещь в список желаний. Вещество дофамин активируется даже при предвкушении покупки, то есть тогда, когда мы представляем конкретную вещь. Поэтому, если ваш ребенок начинает требовать в магазине купить очередную игрушку, обязательно нужно предложить ему сначала заглянуть в свой список желаний и выбрать то, что он действительно желает.

Ещё можно предложить расставить приоритеты желаний. Ребёнок сам анализирует и выбирает, что он хотел бы получить в скором времени, а что – в будущем. Таким образом, он научится отделять главное от лишнего и управлять своими эмоциями.

Дать денег и позволить ребёнку самостоятельно ими распорядиться

Итак, мы показали детям, что можно и нужно составлять список желаний, который позволяет определить цель. Теперь ребёнку следует показать, как распоряжаться бюджетом. Первые полученные деньги дети в большинстве случаев полностью тратят на всякие мелочи: чипсы, жвачку, батончики. И это оправданно, ведь детский мозг ещё не понимает, что такое самоконтроль и планирование.

Позвольте ребёнку самостоятельно управлять бюджетом. Вы можете выдать определённую сумму, с условием, что это карманные деньги на неделю.

Покажите и расскажите, какие полезные вещи можно купить, если не тратить сумму сразу, а поднакопить её.
Ребёнок не сразу определится со своими желаниями. Не стоит переживать, ведь начало обучения финансовой грамотности уже заложено. Задавайте ему вопросы, советуйте, предлагаете помощь, но не навязывайте свои идеи и мысли. Пусть делает выбор сам. В случае лишней траты он сможет сделать свои выводы, которыми поделится с вами.

И, конечно же, следует подавать правильный пример ребёнку. В семье, в которой к покупкам подходят с умом, дети быстро перенимают от родителей стремление к планированию и самоконтролю. Тяжело развить в детях умение к грамотному распоряжению деньгами, если при выходе очередного айфона, один из родителей бежит за покупкой.

Итак, ваш ребёнок определился и из всего списка выбрал одну игрушку. Можно переходить от желаний к их реализации. Для этого понадобится план-проект. План-проект похож на карту: мы видим цель, думаем, решаем, как быстрее и лучше достичь её. Предполагаем варианты и выбираем самый оптимальный из них.

Немного подробнее: дети мечтают о роликах. Чтобы эта их большая мечта не затерялась среди множества мелких, мы создали план-проект, превратив его в подобие игры. На листе бумаги нарисовали ролики, приклеили к рисунку конверт и прикрепили магнитом на дверцу холодильника. Вместо рисунка можно взять картинку из интернета. Проект вешается на уровне детских глаз, чем будет постоянно напоминать о текущей цели. Каждый отложенный рубль будет приближать ребенка к исполнению его маленькой мечты.

С подростками можно обойтись без проекта. Просто предложите им еженедельно записывать доходы и расходы. Так, подросток увидит, где ему стоит сэкономить, чтобы больше поднакопить. Можно попробовать вести учёт в таблицах Эксель, с введёнными формулами: программа может автоматически рассчитать срок, необходимый для накопления, и даст подсказку, какую сумму стоит откладывать каждую неделю.

Планирование развивает полезные привычки: ребёнок учится определять для себя главную цель, ищет пути к осуществлению и достигает её. Это качество дано даже не всем взрослым.

Позволить копить

Итак, мы подходим к завершению. Ребёнок умеет составлять список желаний, знает главный предмет мечтаний, может создать план-проект. Осталось самое важное – накопить деньги.


Для удобства ему можно выдать следующие предметы.

Копилка. И это вовсе не должна быть глиняная хрюшка. Вполне подойдёт обычный контейнер для еды. Для мотивации положите туда немного мелочи. И раз в день или неделю выдавайте деньги. Пусть ребёнок копит сам. На контейнер можно наклеить ту же картинку, которая использовалась в проекте. Таким образом, ребёнок не забудет о цели накопления.

Дошкольникам бывает трудно сосредоточиться на долговременных целях. Поэтому желательно, чтобы цель была простая, на которую ребёнок сможет накопить хотя бы в течение месяца. Ваша основная задача – это донести до детей, что понравившуюся игрушку не стоит покупать сразу и для получения конкретной вещи иногда нужно накопить деньги.

Подростки могут держать карманные деньги в конверте. Лучше сразу завести два конверта. Полученную сумму они смогут распределить: в одном конверте хранить средства для накопления, в другом – на различные расходы.

Конверты можно распечатать самим: при печати укажите в настройках формат 100% и в таком случае деньги полностью поместятся в конверте.

Сумму, взятую на расходы, лучше записывать на конверте, так можно сразу увидеть, куда уходят деньги.

Поощряйте достижения детей и не осуждайте, если им не удастся накопить. К отложенным деньгам добавляйте небольшую сумму. Если ребёнку накопление не даётся, пообщайтесь с ним, чтобы узнать, в чём может быть причина. Ситуация может оказаться банальной: возможно, ребёнок после учёбы покупает себе пирожки или шоколад, так как не наедается едой, которую подают в школе.

Присматриваетесь к интересам детей, всесторонне развивайте их и не жалейте денег на их образование. Главное – достичь финансовой независимости.

Какие делаем выводы:

Желательно никогда не приобретайте новую игрушку сразу. Покупка должна быть желаемой, осознанной, нужной.
Позволяйте детям делать выбор самостоятельно. Без давления.
Предложите ребёнку накопить на желаемую вещь. Не покупайте сами.
Совместно составьте ваш план-проект покупок заветных вещей.
Научите детей сразу откладывать деньги на доходы и расходы.
Не бойтесь лишних трат. Ребенок учится на своих ошибках распоряжаться деньгами, вместе с этим растёт и финансовая грамотность.

2+




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Как написать рекламную статью?

Переход с iPhone на Android. Перенос данных

Реально ли заработать на спортивных ставках?

Что сделать, чтобы ваш котик прожил дольше?

Ростехнологии поддержат международную студенческую цифровую Олимпиаду «ЗК»

«Курочка» приказала долго жить. Рома возвращает проект «Трансформатору»