История создания первых танков





Закажи любую карту Тинькофф и получи бонусы!

Во время Первой мировой войны многие новые, ранее неизвестные виды оружия были введены в широкую эксплуатацию. Наиболее важными из них были авиация, пулеметы, автомашины и танки. Боевые бронированные машины, оснащенные гусеничным ходом, дебютировали на фронте 15 сентября 1916 года и за короткое время приобрели огромную популярность. Трудно сказать, появились ли танки в ответ на тупиковую ситуацию, в которой оказались враждующие армии, или они явились результатом естественной эволюции оружия, ускоренным началом Великой войны. Но они навсегда изменили способы ведения войны.

Долгий путь к сухопутному кораблю

Танки были созданы в результате сочетания технологий, разработанных в течение многих лет, независимо друг от друга. Это автомобили, гусеничный ход и турель с оружием. Чтобы полностью понять их историю возникновения, вернемся к концу XIX века, к созданию первых паровых тракторов для снабжения артиллерии.

Огромные транспортные средства, приводимые в движение паровыми двигателями, в основном использовались британцами, для буксировки тяжелых пушек и специальных транспортных вагонов с припасами, во время Бурской войны в ЮАР. Медленные и тяжелые транспортные средства, имели много недостатков, и их эксплуатация была сложной. Самым большим недостатком конструкции, были паровые двигатели, требующие надлежащего обслуживания, и их огромные колеса, непригодные для езды по труднопроходимой местности.

Тем не менее, паровые тракторы вдохновили инженеров из Великобритании и Франции создать на рубеже веков множество моделей бронированных машин. Ни одна из них, однако, не вышла за рамки эскиза. Все стало меняться в 1901 году, когда американский кузнец Элвин Орландо Ломбард разработал и начал производить в небольших масштабах специальные тракторы, оснащенные гусеницами, вместо передней оси с колесами. К 1917 году Ломбард спроектировал и построил 83 таких транспортных средства.

Его идея получила дальнейшее развитие в 1904 году у другого дизайнера — Бенджамина Л. Холта, который разработал значительно улучшенный полугусеничный трактор, а в 1908 году — полностью гусеничный (по британскому проекту 1905 года). В сочетании с двигателем внутреннего сгорания, такой трактор приобрел невиданную в те годы способность передвигаться по полю. За несколько лет тракторы Holt и машины других компаний, которые параллельно разрабатывали аналогичные конструкции, нашли многочисленных получателей по всему миру, но из-за несовершенной конструкции, они не получили более широкой популярности. Лишь после начала Первой мировой войны, гусеничные машины, приспособленные для буксировки тяжелых пушек, приобрели более широкую популярность в армии, а затем и на гражданском рынке, главным образом из-за лучшего качества компонентов и надежности.

Изобретение гусеницы, было только одним из нескольких элементов, необходимых для создания танков. Следующим этапом было создание самих бронированных машин, и интереса военных к такому типу техники. Хотя в начале двадцатого века автомобили и колесные транспортные средства начали быстро завоевывать популярность на гражданском рынке, армии всего мира держались на расстоянии от них, главным образом из-за высокой частоты отказов первых автомобилей.

Военная машина

Поворотный моментом стал спроектированный в 1902 году инженером Фредериком Р. Симмсом из Германии, но работавшим в Великобритании «Военный автомобиль». Это был первый броневик в истории. Машина весила 5,5 тонн и имела боевой отсек, открытый сверху, экранированный броней из 6-мм бронепластин, в которой были установлены два пулемета Максим. Привод осуществлялся от двигателя Daimler, мощностью 16 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 15 км/ч, которая считалась хорошей для тех времен.

«Военный автомобиль» был представлен в 1902 году, в Хрустальном дворце в Лондоне. К сожалению, это вызвало интерес только у журналистов и нескольких гостей. И политики, и военные проигнорировали презентацию, и не были заинтересованы в проекте Симмса. Однако, это не помешало другим инженерам из Великобритании, Франции и ряда других стран, которых интересовала концепция бронированных машин, как колесных, так и гусеничных, заниматься их созданием перед началом Первой мировой войны.

Все эти проекты объединяли две вещи: во-первых, ни один из них не выходил за пределы фазы технических чертежей или эскизов, и в лучшем случае небольших серийных образцов, а во-вторых, все они рассматривались военными как ненужные. Ситуация изменилась с началом Первой мировой войны, когда на фронте появились первые, часто экспериментальные, колесные экипажи, построенные на шасси легковых и грузовых автомобилей.

Решения об их использовании ясно указывают на то, что бронетехника очень полезна и дает атакующей пехоте дополнительную огневую мощь. Однако все эти машины имели колесное шасси. И очень скоро стало очевидным, что этого недостаточно для эксплуатации на фронтах Первой мировой войны, осыпанных пулями и прорезанных траншеями. Гораздо лучше, было скопировать артиллерийские тягачи, которые в массовом порядке и в больших количествах стали вводиться в строй. Благодаря гусеницам они могли буксировать тяжелые орудия без особых проблем даже в грязи.

Рождение танка

В 1914 году были разработаны все необходимые технологии для создания танка. Но не было людей, которые могли бы объединить их вместе. Эта роль была частично приписана британскому офицеру Эрнсту Д. Суинтону, который, проанализировав военные действия первых месяцев Великой войны, обратился к концепциям довоенных инженеров и конструкторов, а затем представил своему другу, подполковнику Морису Хэнки, идею создания боевой гусеничной машины.

Затем эта информация была отправлена первому лорду адмиралтейства Уинстону Черчиллю, который заинтересовался этой идеей, и в феврале 1915 года, после консультаций с премьер-министром и министрами, он учредил специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Его задачей было проанализировать идею Хэнки и, в итоге, приступить к строительству «сухопутного крейсера». Здесь стоит добавить, что вопреки утверждениям Суинтона, созданная им концепция была не только его детищем.

Наоборот, он использовал идею майора В.Е. Донохуэй, который в 1908 году предложил поставить пушку на гусеничный трактор в бронированной надстройке. К сожалению, его идея не получила одобрения и была забыта. Суинтону повезло, что его концепция вызвала интерес у лиц, принимающих решения, которые помогли протолкнуть её в консервативной британской военной администрации.

Landship Commitee начал действовал в Королевском флоте, главным образом силами офицеров флота. Его возглавил Юстас Теннисон д’Энкур, а полковник Рукс Е.Б. Кромптон стал первым техническим консультантом. Однако его карьера в Комитете была недолгой, потому что он предпочел нереальную идею строительства танков массой 50 тонн, вооруженных пушкой калибра до 305 мм.

В ходе испытаний крупных сельскохозяйственных тракторов, импортированных из США, выяснилось, что его концепцию невозможно реализовать. Этот эпизод с выбором консультантов, привел к сотрудничеству с William Foster & Co. ООО. Уже 15 июля 1915 года компания получила официальный заказ на разработку и изготовление опытного образца гусеничной бронетехники.

Работы начались очень быстро, потому что уже 11 августа началась сборка первого автомобиля. Транспортное средство получило обозначение «Машина Линкольна No1», но оно более широко известно как «Маленький Вилли». Его испытания начались 9 сентября, и сразу же было уделено внимание проблемам гусениц, которые должны были быть переделаны. 17 сентября было принято решение начать работу над следующим прототипом.

Новый автомобиль радикально отличался от «Маленького Вилли», главным образом, из-за расположения гусениц, которые проходили вокруг корпуса, придавая ему ромбовидную форму (отсюда и название ромбовидных танков). На этот раз работа заняла больше времени и была завершена только в январе 1916 года. Прототип, обозначенный как Mark I, был представлен 29 января. Необычное расположение гусениц имело много преимуществ, важнейшим из которых была способность преодолевать даже, относительно, широкие рвы и препятствия на местности. Разумеется, в то же время автомобиль демонстрировал практически нулевой комфорт вождения, еще более усугубленный размещением двигателя в боевом отсеке. Во время боя внутри танк наполнялся горячими парами и пороховым дымом, из-за чего экипаж чувствовал себя как в духовке.

Испытания Mark I длились всего две недели, и завершились 12 февраля заказом 100 серийных танков. В апреле заказ был увеличен до 150 машин, и начались поиски названия для новой боевой машины. Считалось, что термин Landship (сухопутный крейсер) не самый лучший, потому что он раскрывает назначение транспортного средства. Тогда, временно использовали термин Tank — контейнер для воды, чтобы скрыть от противника назначение машин. Однако это было не очень подходящее название, тем более что его сокращение не совсем подходило представителям Комитета (по понятным причинам).

Во время обсуждения была предложена идея, присвоить транспортному средству название «Танк». Термин был утвержден представителями Комитета и стал общеупотребительным. Однако в разных странах такие транспортные средства получали разные названия.

Были разработаны два варианта танка — женский, вооруженный пулеметами, и мужской, вооруженный пулемётами и двумя 57-мм морскими пушками, размещенными в боковых спонсонах. Идея создания двух версий танков была инициирована вышеупомянутым Суинтоном. Он утверждал о необходимости установки на танках пушек против пехоты. Это было не совсем понятное решение, потому что у мужских машин уже были пулемёты для самообороны.

Танк Mark I в музее в Харькове, Украина.

Из-за давления со стороны армии компании Metropolitan Carriage, Wagon and Financial Company также поступил заказ на производство танков для более быстрого получения боевых машин. В итоге заводы William Foster выпустили 37 мужских автомобилей, а Metropolitan Carriage, Wagon and Financial Company — 38 мужских и 75 женских. Они сформировали 6 танковых подразделений с 25 машинами, и в августе 1916 года два из них были отправлены во Францию, где их планировали использовать для наступления на Сомме.

Фото: Википедиа

1+




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Как иллюзии руководителя разрушают эффективность управления

Как недосыпание сказывается на работе нашего мозга?

Самые опасные слова в бизнесе

Главные правила пользования кредитной картой

Топ книг 2019

Как искусственный интеллект может принести пользу вашей компании?