Социальная сеть LinkedIn каждый год составляет и публикует список наиболее важных навыков для людей.
В прошлогоднем списке LinkedIn на первых позициях фигурировали умения, связанные с такими сферами, как облачные вычисления, искусственный интеллект и аналитическое мышление. Эти же навыки и в дальнейшем остаются критически важными, но на первом месте в нынешнем списке мы видим знания блокчейн-технологии, о чем мало кто вспоминал в прошлом году.
Однако, независимо от того, кто нужен именно вам — знатоки блокчейна или «асы» в создании видеоматериалов (10-я позиция в списке) — крайне желательно наличие у кандидатов набора «мягких» навыков. На топ-позиции в последнем перечне (так же как и в 2018-м и 2019-м годах) — творческие способности; а на пятое место «вклинился» эмоциональный интеллект — новое в этом рейтинге качество.
«Твердые» и «мягкие» навыки
Если «твердые» умение воплощаются в способности работника технически правильно выполнять задания различных типов, «мягкие» — в большей степени касаются поведенческих факторов: того, как индивид адаптируется, взаимодействует с другими, решает проблемы и принимает решение.
«Твердые» навыки включают в себя специализированные профессиональные знания и технические навыки. Например, это могут быть навыки программирования, знание налоговой отчетности или патентного законодательства. В свою очередь, «мягкие» навыки касаются особенностей поведения и образа мышления индивида, его личностных и когнитивных характеристик (как правило, степень выраженности таких навыков измерять довольно сложно).
Итак, наиболее востребованными в 2020 году являются следующие «мягкие» и «жесткие» навыки:
Первые пять наиболее востребованных «мягких» навыков
1. Креативность;
2. Способность убеждать;
3. Способность к эффективному сотрудничеству;
4. Адаптивность
5. Эмоциональный интеллект.
Первые десять наиболее востребованных «твердых» навыков
1. Блокчейн;
2. Облачные вычисления;
3. Аналитическое мышление;
4. Искусственный интеллект;
5. Проектирование пользовательского/потребительского опыта;
6. Бизнес-анализ;
7. Партнерский маркетинг;
8. Продажа;
9. Использование вычислительных машин в научных расчетах;
10. Создание видеоматериалов.
Блокчейн как трансформационная технология
Блокчейн, ранее малопонятный термин из области криптовалют, все чаще используется как технология решения актуальных и потенциальных бизнес-проблем. А это значит, что специалисты в этой сфере нужны не только игрокам рынка. Поэтому рекрутеры должны начинать осваивать механизмы функционирования блокчейна — понимать, какие преимущества дает эта технология и какие сотрудники лучше всего могут помочь компании реализовать связанные с ней ожидания.
А потенциал блокчейна (по сути это цифровой реестр, который ведется по определенным правилам) огромен. Сторонники этой технологии видят в ней безопасный, децентрализованный и экономный (в плане денежных и временных затрат) способ прозрачно отслеживать процесс выполнения транзакций всех типов. Скептики же (а их много) выражают обеспокоенность в связи с отсутствием стандартизированных протоколов, проблемой масштабирования и чрезмерного использования электроэнергии (только биткоин потребляет больше энергии, чем население Швейцарии).
Однако похоже, что компании считают «игра стоит свеч». Некоторые ведущие игроки современного бизнес-мира выделили блокчейн в отдельное направление (среди других — это IBM, Oracle, JPMorgan Chase, Microsoft, Amazon и American Express). Эта технология используется в широком диапазоне отраслей: от транспортных перевозок до медицины; от сельского хозяйства и контроля безопасности пищевых продуктов до индустрии развлечений и гейминга. Наибольший спрос на специалистов в сфере блокчейн наблюдается в США, Великобритании, Франции, Германии и Австралии.
Эмоциональный интеллект — наиболее нужный «мягкий» навык
Если тип «твердых» навыков зависит от конкретной роли, которую выполняет индивид, базовые «мягкие» навыки являются универсальными и подходящими для достижения успеха практически на любой должности и в любой отрасли.
Суть эмоционального интеллекта трактуется по-разному, но Дэниел Гоулман, автор изданного в 1995-м году бестселлера «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence), описал этим термином такие качества, как осознание, владение собой, коммуникабельность, эмпатия и мотивация. Другие авторы называют еще способность «читать» эмоции (как собственные, так и других людей) и использовать эту информацию для повышения производительности своего мышления и поведения.
Степень выраженности эмоционального интеллекта у кандидата можно оценить, например, задавая вопросы, как он действовал и что чувствовал в ситуации, когда действие состоялось, что его мотивирует и тому подобное. Среди других средств — оценка личностных характеристик претендентов и привлечение их к участию в краткосрочных проектах. Менеджеры могут развивать эмоциональный интеллект в своих командах, моделируя соответствующее поведение, системно предоставляя обратную связь и обеспечивая нужное обучение.
При желании каждый может повысить степень выраженности этого качества, используя различные подходы, например, изменив отношение к критике (важно научиться воспринимать отрицательную обратную связь как возможность для обучения) и ища ответ на вопрос «почему?» в каждой проблемной ситуации. А имея хорошо развитый эмоциональный интеллект, рекрутеры смогут действовать более продуктивно — находить и привлекать кандидатов, которые имеют набор самых нужных для организации навыков — как в традиционных сферах (продажа и бизнес-анализ), так и в тех, что появились уже в новое время (блокчейн и облачные вычисления).