При походе в супермаркеты за покупками очень часто сумма, оплачиваемая на кассе, оказывается на порядок больше, чем предполагалось потратить. Виной этому и невнимательность покупателя, а также некоторые уловки и хитрости маркетологов и работников магазина.
Уловка первая – запахи. Маркетологи прекрасно осведомлены о том, что вкусный запах способен заставить даже не очень голодного человека купить чего-нибудь вкусненького. Так работает, например, запах свежей выпечки. На новогодние и рождественские праздники по магазину распространяют ароматы свежей хвои и мандаринов. Это тоже приводит к совершению незапланированных покупок.
Уловка вторая – музыка. Органы слуха не меньше руководят поведением человека, чем органы обоняния. Замечено, что быстрый темп заставляет покупателя энергичнее брать товар (и часто более дорогой и большем количестве, чем планировалось), совершать неожиданные покупки. Замедленный темп заставляет дольше задерживаться у стендов, что также способно привести к увеличению продаж.
Уловка третья – цветовая гамма. Само оформление магазинов способно повлиять на увеличение продаж. Теплые цвета внешней рекламы завлекают покупателя к товару, а там уже господствуют холодные оттенки, которые почему-то заставляют активнее покупать.
На четвертом месте дисконтная карта. Она приносит выгоду и продавцу и покупателю. Кроме того, что покупатель придет в магазин, от которого у него есть скидочная карта, этот кусочек пластика ещё и отправит данные о предпочтениях и объемах покупок, чем не замедлит воспользоваться супермаркет, предлагая купить «большее количество по привлекательной цене».
Далее – акционные товары. Магазин ставит действительно привлекательную цену на какой-либо товар. Приходя в супермаркет, редко берут что-то одно, заодно совершаются и другие покупки, цены на которые могут быть завышены (пусть даже совсем немного).
Шестая хитрость – товары, дополняющие друг друга. Это могут быть и сладости, и бытовая химия, и посуда, словом, все что угодно. Здесь важно понимать, действительно ли так нужно это дополнительное приобретение, если оно не планировалось.
Уловка седьмая – упаковка. Здесь большой простор для фантазии продавцов. Это и упаковка, в которой товар быстро портится. Сюда же можно отнести уже скомпанованные овощи и фрукты, которые выглядят более привлекательно, чем они же на развес, а на проверку оказываются подпорченными и т.д.
Ценники также часто способны ввести в заблуждение. Конечно, обращает на себя яркий цвет (желтый, красный давно ассоциируются со скидками и выгодными покупками). Кроме того, это девятки. Товар за 299 рублей выглядит привлекательнее, чем за 300.
Расположение продукта тоже имеет значение. На уровень взгляда размещают то, что нужно быстрее продать. Подобный товар по более низкой цене может стоять у самого пола, т.е. вполне может остаться незамеченным.
И, конечно, стойки у кассы. Пока человек стоит в очереди, его внимание привлекают самые разные вкусности, о которых он и думать не думал при походе в магазин. Шоколадки, жевательный мармелад, печеньки, бутылочки с водой или соком выглядят достаточно невинно и недорого, если не задуматься и не подсчитать…