Как-то пришлось читать одну книгу о дистрибуции. Непосредственно она предназначалась как настольное пособие для руководителя среднего звена. Во время чтения встретился абзац, вызвавший большое удивление. Смысл сводился к тому, что руководителю следует построить четкую систему работы отдела, при которой квалификация его сотрудников будет играть второстепенную роль. Это нужно для того, чтобы без колебаний можно было уволить даже самого лучшего сотрудника, если с таковым возникнут какие-либо проблемы. Какие же это проблемы могут быть? Например, желание повышения уровня зарплаты, карьерного роста, улучшения условий работы… Вполне здоровые желания, не так ли? И все же…
Отбросив случаи оправданной и не слишком «звездной болезни» и неадекватно завышенной самооценки, следует все же признать, что зачастую чем более компетентен работник, тем больше он это осознает и тем больше ценит себя. Относясь к работе «по совести», он вполне закономерно требует такого же отношения к себе. Однако многие системные компании исповедуют именно принцип, описанный в предыдущем абзаце. Получается, они невольно следуют афоризму Сталина «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы» и, опасаясь за целостность и непоколебимость выстроенной системы, предпочитают избавиться от человека. При этом имеет место слепая фанатичная вера в систему, в ее совершенство и всемогущество, в то, что поставив в качестве винтика в нее даже заурядную посредственность, желаемые результаты работы будут достигнуты. Кроме того, в наше время, когда уровень безработицы просто зашкаливает, часто менеджеры высшего звена переполнены уверенностью, что вместо этого одного придут десять других, что найти такого же и даже лучше не составляет проблемы. Но часто ли так происходит на практике?
Не кажется ли странным, что компании с именитыми брендами, производящие или имеющие в своем портфеле продукцию, которая раскручена, разрекламирована и востребована на рынке и, соответственно, должны уже давно весь этот рынок покрыть, то там, то тут публикуют вакансии типа «Требуется торговый представитель с автомобилем (менеджер по продажам)… Требования — … поиск новых клиентов, расширение клиентской базы… (!!!!)»? В чем загадка? Ответ, возможно, состоит в том, подобная кадровая политика делает невозможным вот уже в течение десяти с лишним лет завоевать рынок и стабильно его удерживать. Сталин как-то сказал и другую фразу, противоречащую приведенной выше: «Кадры решают все!» И это верно. Именно поэтому на самом деле, когда человек уходит, проблема не исчезает, а наоборот, возникает.
Все вышесказанное касается не только менеджеров, работающих в полях. Аналогичная ситуация и с офисными работниками. Не повод ли это для высшего руководства, а то и владельцев бизнеса вникнуть в осуществляемую его непосредственными подчиненными кадровую политику, пересмотреть ее, «очеловечить» систему? Возможно, это вопрос не их уровня, но если временно «спуститься вниз» и навести там порядок, результат оправдает это.